Грибатка украшение мастер класс

Автор: Сысоева Галина Яковлевна, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, зав. кафедрой этномузыкологии, профессор Воронежского государственного института искусств.

Обязательным элементом традиционного праздничного костюма в воронежско-белгородском пограничье является грибатка. Территория распространения этого украшения охватывает русские села Алексеевского, Красногвардейского, Красненского районов Белгородской области, русские села Острогожского района Воронежской области.

Грибатка – это нагрудное украшение типа длинного ожерелья и представляет собой плетеный на дощечках шнур со вставками бисера – гарус, на который сверху прикрепляются круглые и полукруглые розетки – мохры.

Грибатки носили и девушки, и женщины, и мужчины. Мужские и женские отличались по форме, декору и количеству мохров. Кроме того, по той же технологии делали женские наспинные украшения – замётки или назадники и мужские узкие пояса.

Грибатки воспроизводятся до сих пор, хотя материалы, разумеется, изменяются, меняется  мода (в традиционном искусстве она также существовала и существует), что несколько меняет внешний вид грибатки.

Для изготовления гаруса нужны достóчки (дощечки), нитки, и бисер. Достóчки делали обычно из осинового дерева квадратной формы размером 6,5 х 6,5 см и толщиной 3 мм (с обточенными и слегка закругленными краями, чтоб острые края не рвали нитки и не поранили руки) с четырьмя дырочками по углам. В настоящее время можно изготовить достóчки из пластмассы.

Нитки используются только черного цвета, шерстяные, в настоящее время – шерсть с синтетикой. Каждая нить, которая заправляется в дощечки, составная – из четырех нитей. Нить нарезается длинная – 3 метра, один конец  пропускается через два верхних отверстия досточки, другой – через два нижних. Таким образом, для шести дощечек понадобится шесть длинных нитей. Концы мастерица собирает в пучок, связывает и закрепляет у себя на поясе, а серединки каждой нитки петлей накидывает на крючок в стене. Они являются основой для плетения (ткачества). Для работы нити должны быть туго натянуты (от крюка в стене до пояса мастерицы), а досточки должны быть у самого края, то есть – у пояса мастерицы.

В качестве уткá используется толстая хлопчатобумажная нить (обычно – №20) с нанизанным на неё мелким черным, прозрачным или золотистым бисером. Этой ниткой перетыкается основа. Она пропускается между нижними и верхними рядами таким образом, чтобы по три бисеринки оказались по краям шнура, и по 3 бисеринки – в середине между рядами ниток (то есть между досточками). Количество бисеринок в середине шнура может быть и меньше.  Следует пальцами правой руки помогать удерживать бисер между рядами. После того, как уток прошел один раз горизонтально, перед поворотом утка в обратную сторону, надо рукой повернуть все 6 досточек два раза к себе (то есть на две стороны квадрата по часовой стрелке), а по ходу утка нить и бисер подбить палочкой, чтобы шнур оказался плотным.

Работа может занять несколько дней. В результате получается плоский широкий шнур с бисеринками посередине и бисерными зубчиками по краям. Середина гаруса выплетается без бисера (чтобы он не тёр шею). Первые и последние несколько рядов выплетают также без бисера, чтобы удобнее закрепить нитки. Из трехметровых ниток основы (пополам – 1,5 метра) получается гарус длиной примерно 1 метр.

В селе Афанасьевка и в других селах Воронежско-белгорожского пограничья делали гарусы и с двумя бисерными дорожками, для этого нужно бóльшее количество достóчек, и бисер пропускается между рядами два раза (например, 3 досточки- бисер – две досточки- бисер – три досточки).

Мохры, которые прикрепляются на гарус, изготавливаются отдельно. Для этого требуется плотная картонная бумага, холст, кусочки ткани или ленты, цветные  шерстяные нитки и желтые металлизированные нити, бисер и блестки.

Мохры для женской грибатки имеют твердую основу. Для нее вырезаются 4 или 6 картонных кружков диаметром от четырех до шести сантиметров (диаметр зависит от традиций села, семьи, моды и предпочтения заказчицы), каждый из кружков с двух сторон обкладывается грубой холстиной, вырезанной также по размерам картонного кружка. С лицевой части в серединку пришивается пуговичка или пайетка, затем от середины по кругу вприкреп накладываются золотые (металлизированные) нити с четырьмя или с восьмью  точками прикрепа.

Получающиеся радиальные линии прикрепа сверху закрываются золотой нитью, в результате вышитая серединка напоминает розетку с лучиками – это один из самых распространенных на земле солярных знаков, встречающихся практически в любой традиционной культуре мира. Края мохров обметываются плотно красными шерстяными нитками, поверх них - золотыми нитями с проредью, ширина обметки – 1,5 см. По краям мохров пришивается бусовый бисер (то есть мелкие стеклянные золотистые бусинки).

Гарус и мохры густо украшаются блестками (пайетками). В старину они были мелкие, металлические, в настоящее время – крупные, из полиэтилена.

Готовые мохры пришиваются на гарус: по 2 пары для менее праздничного убора и по 3 пары для богатого женского убора. На края грибатки пришиваются полурозетки в форме перевернутой шляпки гриба, (отсюда, видимо, и название украшения – грибатка). Крайние мохры отличаются от мохров-розеток. Они не имеют твердой основы и представляют собой широкую обмётку шерстяными нитками разных цветов. В завершение края грибатки соединялись плетеной шерстяной косичкой (чтобы гарус не соскочил с груди и не разлетался во время пляски). К середине косички пришивали маленькую иконку или крестик. Таким образом, грибатка выполняла главную функцию в традиционном костюме – оберегала от сглаза, от любой порчи и нечистой силы.

Мужская грибатка – это гарус с концевыми мохрами  (полурозетками). Её обычно так и называли – гарус.  Если на мужской гарус пришивались мохры, то они в отличие от женских не украшались блестками и бисером и не имели твердой основы, кроме того, они имели не круглую, а прямоугольную форму.  

Плетеный шнур с гарусом на концах  использовался также для изготовления наспинного женского украшения – назадника или замётки (так называют назадник в селах Русская Тростянка и Шубное Острогожского района Воронежской области). Он завязывался на шее концами назад, длинные хвосты висели на спине. У горловины прикрепляли к шнуру самодельную круглую двустороннюю иконку с изображением на одной стороне Спасителя или Николая-угодника, а на другой – Богоматери. Такие иконки изготавливали раньше  местные умельцы.

Назадник мог быть и поясной – то есть завязываться на талии концами назад. Мода на такие украшения больше всего сохранилась в селе Большебыково Красногвардейского района.

Мужской пояс также плели на достóчках, но бисер вплетался только на концах (сантиметров 15-20). Кроме концевых мохров, на пояс пришивали и мохры прямоугольной формы на мягкой основе, чтобы утяжелить концы и зрительно их укрупнить.

Круглые мохры также использовались для декорирования женского головного убора – сороки: их нашивали сбоку и сзади на твердую налобную шапочку и на позатыльню. Кроме того, мохры носили и как сережки, приделав к ним металлический крючок (в селах Алексеевского района Белгородской области). Мохры служили дополнительным украшением к сороке: их привязывали к гусиным перьям и подтыкали под позатыльню на уровне виска (в селах Русская Тростянка и Шубное Острогожского района Воронежской области).


Закрыть ... [X]

Идеи фантазия » Blog Archive » Народный костюм, сорока, грибатки Сделать пряник для росписи

Грибатка украшение мастер класс Праздничный костюм Воронежской губернии Страна Мастеров
Грибатка украшение мастер класс Традиционные украшения на Руси. Обсуждение на LiveInternet
Грибатка украшение мастер класс ГРИБАТКА 55 фотографий ВКонтакте
Грибатка украшение мастер класс Красавица и сорока. БелПресса
Грибатка украшение мастер класс Грибатки - солнце и луна
Грибатка украшение мастер класс ГРИБАТКИ - handmade_ru
Грибатка украшение мастер класс Vitsenkova альбом «Вышивка, вышивка лентами» на
Грибатка украшение мастер класс АНГЕЛ ВЯЗАНЫЙ КРЮЧКОМ