Петриковская роспись цветки

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Знакомьтесь, петриковская роспись»

Педагог дополнительного образования


ГОУ СОШ №1378 (СВАО)
Миронова Марина Васильевна

Москва, 2011


Содержание

  1. Введение.

  2. Из истории петриковской росписи.

  3. Особенности петриковской росписи.

  4. Материалы и инструменты.

  5. Приемы освоения элементов и орнаментальных композиций петриковской росписи:
    а) упражнения, выполненные одной краской;
    б) упражнения, выполненные в цвете:
    -учимся рисовать цветы и ягоды;
    -учимся рисовать листья;
    -учимся рисовать переходный мазок.

  6. Основы композиции в петриковской росписи. (Ряд упражнений и примеров).

  7. Технология создания деревянных изделий с применением петриковской росписи.

  8. Литература.

  9. Приложение.

Введение

Многие годы изучая на различных курсах и осваивая самостоятельно кистевые и графические росписи по дереву, я накопила богатый опыт по этому виду декоративно-прикладного искусства, которым готова поделиться.

Увлечение росписью свойственно человеку с далеких времен. Наши предки расписывали стены пещер, украшали предметы быта. В 18-19 веках это было настолько популярное занятие, что в каждом крестьянском доме имелось несколько предметов утвари, мебели, расписанных местными или заезжими художниками. В наши дни ручная роспись также популярна. Украшения повседневно используемых предметов под силу каждому. Нужно лишь освоить некоторые приемы письма. Занятия росписью увлекательны и особенно полезны детям.

Я работаю педагогом дополнительного образования в области декоративно-прикладного искусства. В процессе занятий ученики разных возрастов (от 7 до 18 лет) знакомятся с различными видами современного декоративного искусства и народными промыслами. Большинству учеников нравится расписывать деревянные доски, шкатулки, яйца и другие заготовки. Я стараюсь познакомить ребят с особенностями росписей, которыми владею сама. Это и росписи русского Севера (борецкая, пермогорская, уфтюжская, ракульская, мезенская и др.), городецкая, полхов–майданская, прикамская, петриковская росписи, элементы Лубка. Расположение рисунка на заготовке развивает глазомер и чувство пропорций, а выбор росписи и цвета – художественный вкус.

Занятия росписью по дереву открывают для многих детей новые пути познания народного творчества, обогащают их внутренний мир. Постановка руки, с которой начинается изучение любой росписи, улучшает почерк и моторику. Хороша роспись по дереву еще и тем, что краски недороги, а материал для расписывания можно найти в каждом доме.

Мой курс выстроен от «простого к сложному» в знаниях, умениях, навыках. При освоении какой-либо росписи я применяю методы копирования (повтора), варьирования, импровизации. «Копирование» - обязательный момент в изучении росписи. Для кого-то оно становится только этапом, а кто-то останавливается на нем. «Импровизация» - это путь авторского прочтения понравившейся росписи. Ученик, освоив приемы росписи, живет своими образами, но хочет рисовать их в полюбившейся ему народной манере. Как бы хороша ни была любая роспись в своей первозданности, она должна «приспосабливаться» к сегодняшнему дню. Путь творческого развития традиций самый трудный и интересный. Он соединяет знания технических приемов с художественной фантазией, присущей детскому воображению.

Особую симпатию мои ученики проявляют к мезенской, городецкой, ракульской и петриковской росписям. Но если о городецкой, ракульской и мезенской росписях достаточно много литературы, описывающей особенности этих росписей, то о петриковской росписи мы знаем крайне мало.

В советское время петриковская роспись была достаточно распространена. Повсюду можно было увидеть в продаже шкатулки, вазы и посуду. Теперь ее почти нет. Даже на Украине изделия с этой росписью не всегда можно найти. Мне хочется поделиться секретами этой замечательной росписи, которая к сожалению, стала «заграничной». Петриковская роспись имеет своеобразный орнамент, давние традиции, свой пластический язык и свой арсенал художественных образов.


Из истории петриковской росписи

Яркой страницей вошла в историю украинской культуры петриковская роспись.

Петриковская роспись – одна из разновидностей художественных промыслов Украины, которая ведет свое начало от древней традиции орнаментики, которая широко использовалась для украшения жилища и оружия украинцами и, в частности запорожскими казаками. Название промысла происходит от имени старинного села Петриковка (ныне Днепропетровская область), основанного запорожскими казаками в 1772 году. Село было отнесено к государственному сектору и поэтому жители не знали крепостного права. Мужчины ковали, мастерили из дерева. Женщины ткали, вышивали, пряли, украшали орнаментом сундуки, деревянную посуду, расписывали печи, стены. Петриковка была крупным торговым центром. Трижды в год здесь проходили большие ярмарки, где жители могли продавать свои изделия. Это также способствовало развитию народного искусства.

Первой формой петриковской росписи стало настенное рисование. Весной хозяйки выходили во дворы, белили хаты ослепительно белой глиной, затем расписывали стены причудливым орнаментом, фантастическими птицами и цветами, иногда жанровыми сценами. Рисунки не были рассчитаны на долгую жизнь, так как основоположники росписи не отличались материальным достатком, их изобразительные средства были предельно простыми: дешевые анилиновые краски, кисти из кошачьей шерсти, палочки, а то и просто пальцы. Раз в год, перед Пасхой росписи смывали и наносили новые. Про своеобразность росписей дает представление ряд акварельных копий, выполненных художницей Е.К.Эвенбах в 1911 и 1913 годах по заказу академика Д.М.Яворского. Женщины соревновались друг с другом, стремились сделать свой дом самым живописным и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: «красиво как в церкви». А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, общались как с чужой. Самых прилежных называли «чупурушками». Из них постепенно выделилась группа полупрофессиональных мастеров, которые расписывали не только хаты, но и их интерьеры, народные музыкальные инструменты, сани, сундуки, веялки, посуду. Мастера выполняли заказы, вывозили свои изделия на продажу в другие области. Роспись приобрела свой стиль, свои особенности. В конце 19 века Петриковка легко освоила масляные краски, в росписи появились новые сочетания цветов, техника стала совершенней. В начале 20 столетия петриковцы стали изготавливать бумажные «малевки» для украшения интерьера. Эти яркие листы стали основой современной народной графики Украины. Навыки росписи передавались из поколения в поколение. К сожалению, с наступлением Первой мировой, а затем и гражданской войн и особенно коллективизации народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней – желание творить красоту. Петриковская роспись пришла в упадок.

Новый этап развития петриковской росписи начался в 1936 году. В этом году на выставке украинского народного творчества, показанной в Москве, произведения петриковских мастеров имели огромный успех. Некоторых участниц наградили дипломами первой степени, а Татьяне Пате и Надежде Белоконь было присвоено звание мастеров народного искусства УССР. Творчество этих художниц сыграло решающую роль в становлении петриковской росписи. Благодаря стараниям местного учителя А.Стативы в том же году в Петриковке открылась школа декоративной росписи, в которой композицию орнамента стала преподавать последняя «чупурушка» Татьяна Пата. Она обучила тонкостям мастерства целую плеяду мастеров (раньше мастерство передавалось только внутри семьи). Своих учеников Пата наставляла внимательно наблюдать и чувствовать окружающую природу, передавать ее настроение в творчестве. Школа просуществовала до самой войны, ей обязано своими успехами целое поколение мастеров: Марфа Тимченко, Федор Панко, Пелагея Глущенко, Надежда Шулик и многие другие. И хотя деятельность школы ограничилась лишь двумя выпусками, усилия были не напрасны. После войны один из учеников школы, Федор Панко, создал в селе творческое объединение «Петриковка». В послевоенне годы некоторые петриковцы уехали работать в Киев на экспериментальный завод художественной керамики. Сельское искусство казалось несовместимым с таким аристократичным материалом, как фарфор, но петриковская роспись утвердилась и там. Пример тому – подаренная ООН ваза, которую расписала Марфа Тимченко.

Как художественный промысел петриковская роспись сформировалась в 1950–х годах, когда при местной художественно-промысловой артели «Вiльна селянка», которая специализировалась на выпуске изделий с вышивкой, был организован цех по изготовлению сувенирно-подарочных изделий. Производство постепенно расширялось- артель была переименована в фабрику художественных изделий «Дружба», при которой работал цех подлаковой росписи. Петриковцы довольно быстро освоили технологию изготовления шкатулок и декоративных тарелок из прессованных опилок и новую для себя технику росписи. У обывателя на протяжении десятилетий сложилось представление, что петриковка – это роспись на черном фоне. На самом деле черный фон никогда не был характерен для традиций петриковской росписи. Но роспись выглядела эффектно и заводское начальство «гнало поток» - петриковский умелец годами повторял два-три утвержденных в Киеве узора. В 60-х годах возродилась роспись деревянной посуды. Ядро творческой группы составили В.Глущенко, А.Самарская и В.Соколенко. Последний, как главный художник, разрабатывал формы точеной из дерева посуды. Продукция фабрики стала известна во многоих странах мира. В 1970 году в Петриковке появилось еще одно предприятие - экспериментальный цех петриковской росписи, художественное руководство которым взял на себя все тот же неутомимый Федор Панко. Здесь создавали декоративные росписи на бумаге, расписывали точеные из дерева тарелки и вазы, наборы для фруктов, кружки и яички-сувениры. Даже пробовали силы в росписи металлических подносов, фаянсовых облицовочных плиток и фарфоровой посуды. Художники работали над специальными заказами – настенной росписью интерьеров общественных зданий, оформлением зарубежных выставок, организованных Торговой палатой УССР. Но хотя петриковская роспись избежала полного упадка, на полвека процесс ее развития остановился, изделия с петриковской росписью стали не более, чем разновидностью сувениров. С петриковской росписью выпускались даже салфетки и одноразовая посуда, но как искусство, народное ремесло петриковская роспись переживала глубокий кризис.

В 1991 году в Петриковке возник центр народного искусства «Петриковка», который стал первым в Украине предприятием, находящимся в собственности народных умельцев. Все работы выпускались в авторских сериях. В июне 2000 года в Киеве открылась выставка «Петриковский дивоцвет», на которой были представлены более двухсот работ народных мастеров. Писатель В.Юхимович, восхищенный увиденным сказал, что петриковская райская птица может украсить герб Украины.

Ситуация с народным промыслом могла бы поменяться, но помешал экономический коллапс. В 2003 году обанкротилась фабрика «Петриковская роспись». Столь же незавидная судьба постигла и концерн «Украинский художественный промысел», имевший представительство во всех регионах страны. Начали поговаривать о том, что самобытное народное искусство Петриковки себя исчерпало.

К счастью, судьба народного искусства не всем оказалась безразлична. В Киеве существует изостудия, направление работы которой призвано обучать технике петриковской росписи. В Днепропетровске работает музей в котором представлены подлаковая роспись, роспись по дереву (декоративная посуда, сундуки и др.), украшения, роспись по фарфору, «малевки» (роспись по бумаге). Образцы петриковской росписи представлены в художественных музеях более чем сорока стран мира. И хотя в стране нет спроса на работы мастеров, сорок художников (из них 20 – члены союза художников, 6- заслуженные мастера) продолжают работать в центре народного искусства «Петриковка». Нина Турчин, Валентина Дека, Катерина Тимошенко, Андрей Пикуша и другие работают только по собственным замыслам и эскизам. В Петриковке действует музей народного творчества, его экспозиция включает множество шедевров этнической живописи – картины, украшения, предметы быта. Здесь же находятся мастерские, где можно не только понаблюдать, как работают художники, но и поучиться навыкам петриковской росписи, и конечно купить сувениры. Жизнь продолжается.
Особенности петриковской росписи

В основе петриковского искусства лежит образное восприятие природы, любовь к украинской земле. Жизнь петриковцев протекала на фоне щедрой, многокрасочной природы: цветущие весной вишневые сады, зеленеющая по берегам речки осока, летом – пламенеющие не огородах маки, золотистые ковры, вытканные огромными шляпками подсолнечников, камышовые заросли, луговые и домашние цветы. Осенью созревали в садах темно-синие гроздья винограда, а в балках на пожелтевших кустах калины рдели гроздья ягод. Растения воспринимались крестьянами как нечто живое, прочно вплетенное в его собственную жизнь. Когда смотришь на искусство петриковской орнаментальной росписи, кажется, что сама щедрая на краски украинская природа водила рукой мастеров, и вот один за другим ложились яркие узоры на стены хат, на деревянные изделия, на бумагу, ткань и фарфор. Петриковский орнамент характеризуется прежде всего как растительный, преимущественно цветочный. Часто к цветам присоединяют гроздья винограда или калины, компонуют птиц, бабочек, пчел. А вот животных и человека рисуют довольно редко. Характерным можно считать профильное изображение девушки в национальном украинском наряде – вышитой сорочке, с венком и лентами на голове.

Классическими элементами петриковской живописи являются окружающие художника растения, изображения которых, к слову, не используются ни в одном из существующих видов росписи. Глядя на петриковские росписи, сначала кажется, что художник изобразил хорошо знакомые нам цветы. Но достаточно чуть-чуть присмотреться и тут же убеждаешься: нет, таких цветов раньше видеть не приходилось. Да и вряд ли они существуют в природе. С самого начала петриковские мастера отвергли путь прямого подражательства. Отражая в своем искусстве явления местной флоры и фауны, мастера не копировали природу, а творчески переосмысливали ее в соответствии с народным эстетическим идеалом. Это раскрепощало их творческую фантазию, приводило к созданию тех сказочных цветов, что так прочно вписались в орнамент петриковской росписи. Многими поколениями художников создавались полусказочные «луковички», «бурачки», «кучерявки».

Основными мотивами росписи являются луговые (ромашки, васильки) и садовые цветы (георгины, астры, розы, пионы, мальвы). Кроме цветов в петриковской росписи нередко встречаются ягоды (калина, виноград, клубника), вписываются в композицию или окантовывают ее травы, веточки, листочки. Характерны изображения листа, называемого «папоротником», бутонов, перистых листьев. В орнамент из сказочных цветов вписывают вполне реалистичных петухов и кукушек, ну и конечно волшебных жар-птиц. Многие художники, иллюстрируя басни и сказки с использованием петриковской росписи, изящно вписывают в растительный орнамент животных.

Народное искусство всегда символично. Символичны и многие мотивы петриковской орнаментики. Например красные ягоды калины означают девичью красу, кукушка предсказывает, сколько предстоит прожить лет, петух знаменует наступление нового дня. Краски тоже обладают символическим значением: теплые – красные, оранжевые, желтые – передают радость бытия, а холодные – синие, фиолетовые, голубые – грусть, печаль, задумчивость. Для большинства художников характерно сочетание ярких, контрастных цветов, чаще всего красного и зеленого. Однако современные мастера, знакомые с законами профессиональной живописи, создают декоративные композиции с различными цветовыми и тональными решениями. Букеты осенних цветов пишут в красновато-золотистой гамме, а весенних – в голубовато-зеленой.

Характерной особенностью петриковской росписи является то, что весь рисунок росписи будто развернут на плоскости стены, листа бумаги или декоративной тарелки и имеет поверхностное изображение. При этом линии петриковская роспись цветки стеблей и ветвей не пересекаются между собой, а многие элементы росписи (цветы, листья, ягоды и т. п.) имеют силуэтное изображение, которое подчеркивает декоративность росписи. Фигуры птиц, зверей, людей имеют большей частью контурное изображение, Животных рисуют в профиль, а цветы – в анфас.

Петриковская роспись богата сложными элементами, как рисунком, так и цветом, тоном. Цветы в основном сложной формы, в большинстве симметричные и состоят из многих деталей. Ажурной четкости рисунка, выполняемого, как правило, без предварительного карандашного наброска достигали с помощью самодельной кисточки из кошачьей шерсти. Теперь, правда, художники нередко применяют обычные акварельные кисти, но прожилки на листьях, оживки на лепестках цветов (например, астр) по-прежнему проводят сухим стебельком, щепочкой, заостренным противоположным концом кисти, а ягоды изображают просто пальцем.

Кажущаяся на первый взгляд простота рисунка в действительности скрывает долгую и кропотливую работу художника, филигранно изобразившего мельчайшие детали росписи. Очевидно, именно так и должно рождаться чудо, которому суждено восприятие не глазами и сердцем.


МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
и их подготовка к работе

Петриковский орнамент в прошлом развивался как настенная роспись и декорация бытовых предметов. Позже петриковская роспись легла на бумагу («малевки», вытыканки -схемы для вышивания, открытки), фарфор, пластмассу и стекло. Она украшает ткани и книжные страницы. Ею декорируют шкатулки, тарелки, подносы, вазы и др. Петриковскую роспись используют также для украшения предметов из дерева. Это чашки, тарелки, миски, посуда для сыпучих продуктов, хлебницы, сахарницы, ложки, мебель, деревянные наличники, игрушки.

В старину многие мастера готовили краски из сока растений, к примеру, зеленую – из травы пырея, синюю – из цветов подснежника, желтую – из луковой шелухи, оранжевую из коры молодых яблоневых побегов, красную и фиолетовую – из сока вишен и шелковицы… Употреблялись и такие естественные красители, как охра, сажа и цветная глина, которые смешивались с молоком, яичным желтком, вишневым клеем.

В наше время художники используют анилиновые красители и акварельные краски. Их разводят на желтке яйца с добавлением уксуса, получая таким образом яичную темперу, которой пишут на бумаге. Применение таких красок сохраняет прозрачность акварельной живописи, сообщая ей необычайную яркость и сочность. На левкасовом грунте расписывают масляными красками. Для росписи по дереву берут масляные, гуашевые, но чаще всего темперные краски. Вплоть до 1990-х годов мастера петриковской росписи использовали желтковую (яичную) темперу. Теперь же все чаще используют темперу ПВА.

В учебных детских заведениях учащиеся выполняют роспись гуашевыми красками. Это связано с тем, что гуашевые краски наиболее доступны и просты в применении. Для того чтобы при росписи гуашевыми красками последующие слои после высыхания не поднимали предыдущие, рекомендуется в краску добавлять небольшое количество качественного клея ПВА. Старшеклассники и взрослые могут добавлять в гуашь или акварель (лучше в тюбиках) специально приготовленный яичный желток. Для этого от яйца отделяют белок, в небольшую баночку с крышкой помещают лишь желток, добавляют по одной столовой ложке девятипроцентного уксуса и воды. Эта смесь понемногу добавляется к краскам. Хранить ее можно в холодильнике 3-4 дня.

Ажурной четкости рисунка, выполняемого, чаще всего без предварительного карандашного наброска, виртуозности его исполнения издавна достигали с помощью тончайшей самодельной кисточки их кошачьей шерсти. Теперь, правда, современные художники нередко применяют обычные беличьи и колонковые акварельные кисти. Кисти должны быть разных размеров. Из них выбирают лишние волоски. Увлажненная кисть должна иметь острый длинный кончик. Чтобы сохранить правильную форму кистей, после работы их моют с мылом и хранят в вертикальном положении. Прожилки на листьях можно получить с помощью щепочек, заостренного обратного конца кисти, зубочистки. Ягоды пишутся кончиками пальцев (палец прижимается к бумаге с разной силой). Чтобы не рисовать пальцами можно воспользоваться тампончиком, изготовленным из карандаша, палочки нужного размера и ваты. Можно воспользоваться ватными палочками, пипеткой, соской.

Также начинающему художнику, который собирается учиться рисовать петриковский орнамент необходимо иметь плотную бумагу, стакан для воды, палитру или плоскую белую тарелку, тряпочку, карандаш. Для росписи деревянных изделий понадобятся деревянные заготовки, различные грунтовки (это может быть и неиспользуемый яичный белок), наждачная бумага, которые необходимы для подготовки деревянной поверхности к росписи. Завершается процесс росписи покрытием изделия лаком.
Приемы освоения элементов
и орнаментальных композиций петриковской росписи.

Процесс освоения петриковской росписи достаточно сложен. Он требует терпения и усидчивости. Поэтому осваивать приемы росписи необходимо постепенно. Педагоги и художники, которые работают в жанре петриковской росписи находят новые орнаментальные мотивы, творчески наследуя традиции прошлого. Немало методистов, художников, искусствоведов изучали и анализировали петриковскую роспись. Их рекомендации по выполнению петриковской росписи сводятся, как правило, к двум вариантам. Один из них — это свободная импровизация, выполнение росписи сразу красками, а другой — выполнение подготовительного рисунка и целого ряда упражнений. Мастера декоративной росписи работают, применяя собственные методы и технику. Например, Екатерина Билокур начинала рисовать картину с одного цветка, постепенно заполняя весь холст. Прасковья Хома сначала выполняла очень точный контурный рисунок карандашом всей росписи, а потом выполняла рисунок красками, Творчество обеих художниц высоко оценено в Украине и за ее пределами. Для начинающих лучше размечать композицию на листе легкими линиями, обозначая главные элементы. Освоившие основные элементы росписи на бумаге могут переходить к росписи деревянных изделий.

Перед занятиями необходимо ознакомиться с особенностями красок, которыми будем работать (гуашь, акварель, темпера), освоить основные и составные цвета, теплые и холодные тона. Перед работой краски разводятся на палитре до консистенции жидкой сметаны, чтобы они легко набирались на кисточку.

Рассмотрим ряд упражнений, которые позволят легче овладеть техникой петриковской росписи. Интересно отметить, что пишут петриковские мастера от себя, а не к себе, как это делают хохломские мастера декоративной росписи.


Упражнения, выполненные одной краской

Данные упражнения можно выполнять любой краской, но лучше взять черную. Работаем на плотной бумаге хорошо подобранной беличьей кистью №2 или №3 с длинным острым кончиком.


Упражнение 1. Цель упражнения: научиться выполнять капли (в петриковке их называют «зернышки») одинаковой формы, на одном расстоянии друг от друга. Капелька («зернышко») — один из основных элементов петриковской росписи. С ее помощью выполняются все орнаментальные мотивы.

Вдоль вертикальной линии, которую можно нанести карандашом, кистью наносят мазки, похожие на падающие капли воды. Держать кисть нужно так, чтобы носик капельки был перпендикулярным к вертикальной линии. При этом корпусом кисти нажимают так, чтобы мазок был овальной формы. Профиль «зернышка» зависит от кисточки.


dsc01024.jpg
Упражнение 2. Вдоль вертикальной линии наносят такие же мазки, как и в упражнении 1, но под острым углом относительно вертикальной линии. Необходимо научиться делать мазки легко, одинаковой формы.
2.jpg
Упражнение 3. Выполняем те же линии, но «носиком» вверх. Вести кисть нужно вниз, чтобы «носик» смотрел вверх. Повторяя мазки много раз, надо стараться получить одинаковые расстояния между ними.
3.jpg

Упражнения 1-3 содействуют развитию глазомера и ритма в изображении.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Выполняем элемент росписи «изогнутое зернышко». Кончик кисти опускают возле вертикальной линии. Вытягивая тонкую линию кончика капли, легким поворотом кисти делают изогнутую каплю. «Изогнутое зернышко» очень распространенный элемент в петриковской росписи, с помощью которого рисуют «перистую» листву, «бутоны», лепестки цветов.
4.jpg

УПРАЖНЕНИЕ 5. По обе стороны от вертикальной линии под острым углом наносят капельки, располагая мазок против мазка. Овладев этим упражнением, можно изображать траву, былинки и др.


5.jpg

УПРАЖНЕНИЕ 6. По обе стороны вертикальной линии под острым углом наносят капли острыми кончиками вверх, располагая мазок против мазка. Этот рисунок напоминает изображение колоска.


6.jpg

УПРАЖНЕНИЕ 7. Вдоль вертикальной линии с обеих сторон наносят изогнутые капельки (упражнение 4) с удлиненными кончиками, стараясь изображать одинаковые группы из таких мазков. Интервалы между группами нужно делать одинаковыми.


7.jpg

После того, как будут освоены навыки изображения этого элемента, можно переходить к его изображению по дугообразной линии. Такой рисунок напоминает элемент петриковской росписи «перистая листва» и может быть использован для создания одного из типовых элементов периковской росписи – «бегунка» (маленькая волна).


Выполнение более сложных элементов росписи
из «зернышек» и «изогнутых зернышек»

УПРАЖНЕНИЕ 8. Из двух мазков «изогнутая капелька» делаем «бутон». Мазки располагают округлой частью так, чтобы усики тянулись из одной точки, а округлые части соединялись. Желательно располагать «бутоны» на одинаковом расстоянии, поворачивая их кончиками каждый раз в противоположную сторону. Можно объединить «бутоны» в группы из трех элементов, и каждая группа разворачивается в противоположную сторону.


8.jpg

УПРАЖНЕНИЕ 9. Переходим к более сложному этапу, который основывается на предыдущем упражнении. Элементы размещают в противоположные стороны. Каждый бутон делают из двух больших изогнутых капель и двух поменьше, которые помещают посередине. Готовые элементы соединяют тонкой волнистой линией.


9.jpg

УПРАЖНЕНИЕ 10. Выполняем типовой орнамент для петриковской росписи. Рисунок совмещает элементы упражнений 7 и 9.


10.jpg

УПРАЖНЕНИЕ 11. Из изогнутых капель (упражнение 8) делают своеобразный цветок путем объединения в группу трех «бутонов», острые кончики которых смотрят наружу.


11.jpg

УПРАЖНЕНИЕ 12. Из элементов упражнения 9 составляем цветок, который соединяют легкой волнистой линией. Вокруг линии располагают листики из капель с длинными «усиками».


12.jpg

УПРАЖНЕНИЕ 13. Из спаренных изогнутых капель рисуют трехлепестковый цветок, Он отличается от предыдущего цветка тем, что кончики каждого мазка направлены к центру цветка.


13.jpg

УПРАЖНЕНИЕ 14. Повторяем упражнение 13, добавляя в каждый лепесток по два мазка. Под цветком рисуют капельки, располагая их симметрично к центру. Получаем совсем новый цветок.


14.jpg

УПРАЖНЕНИЕ 15. Когда ученики освоят упражнения 1-14, предлагаю им полезное и увлекательное занятие: изобразить только капельками цветы, насекомых, животных и др.


dsc01026.jpg

УПРАЖНЕНИЕ 16. Из капель могут получиться различные бордюрные орнаменты.


dsc01027.jpg
Упражнения, выполненные в цвете

На следующем этапе освоения росписи вводим цвет и выполняем используя основные цветосочетания.


Учимся рисовать цветы

УПРАЖНЕНИЕ 17. Используя элементы упражнения 14, выстраиваем орнамент в ленте. Выполняем его в цвете. Посередине каждого цветка краской другого цвета наносим тонкой кистью маленькие капли. Этот ленточный орнамент является одним из наиболее типовых элементов петриковской росписи и называется «бегунок». Он может быть использован для декоративного обрамления любого изделия.


dsc01339.jpg

УПРАЖНЕНИЕ 18. На рисунке изображены 4 цветка. Это элементы будущих композиций. Цветы получаются объединением разных мазков (упражнения 1, 4, 8). На примере этих цветов, на основе «бутона» и капель можно придумать свои варианты. «Бутон» дополняется в определенном порядке мелкими и большими лепестками.

На основе цветка «бутона» строятся большие цветочные элементы. В зависимости от формы основы (кругловатой, удлиненной или развернутой по ширине) решают форму растительного элемента.
18.jpg

УПРАЖНЕНИЕ 19. Излюбленные цветы в творчестве петриковских мастеров – гвоздики, бархатцы и др. На рис. а изображены бархатцы. Веероподобная форма цветка строится мазками от центра, от широкой чашечки-основы. Форма гвоздик строится на основе «чашечки», вокруг которой располагаются первые лепестки. Каждый мазок четко прорисовывают. Тонкий кончик капли тянут от центра, формируя контурный рисунок. Центральную часть цветов получают из изогнутых капель, которые заканчиваются поворотом кисти в середину цветка (рис. б).


19.jpg

УПРАЖНЕНИЕ 20. Попробуем изобразить георгин в стадии распускания. Только-только распускаются длинные лепестки. Георгин начинают рисовать с «луковки», которая находится в центре цветка. Другим цветом рисуем длинные лепестки от центра «луковки». На рис. б – пример распустившегося георгина На рис. в изображен подсолнух. С помощью капелек, положенных кругом в один или несколько рядов, можно получить ромашки, майоры, астры. В середине круга из капель концом держателя кисточки, вымоченным в густой краске, наносят небольшие крапинки, которые сделают рисунок более рельефным и характерным. В этом упражнении особое внимание надо уделить на постепенное создание нового мотива орнамента с помощью уже знакомых приемов.


20.jpg
Учимся рисовать ягоды

УПРАЖНЕНИЕ 21. Ягоды калины, смородины, винограда, горошек петриковцы делают кончиком пальца, тампончиком, пипеткой. Набрав краску на кончик пальца, можно сделать оттиск на бумаге. Он может быть меньшим или большим по размеру в зависимости от силы нажатия (при выполнении оттиска палочкой или пипеткой все отражения будут одного размера). Ягоды можно разместить в форме корзинки или грозди (ягоды размещают одну над другой, постепенно уменьшая их размер). Затем соединяют ягоды тонкими веточками. Рисунок можно дополнить волнистой листвой и тоненькими усиками, создавая таким образом новые интересные элементы. Ягоды можно рисовать и с помощью пипетки. Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повторением этой операции создаем группу ягодок.


21.jpg

Пальцем и пипеткой можно рисовать не только ягоды, но и цветы и листья. Для этого отпечаток тянем на себя, получаем лепесток цветка. Для того чтобы края мазка были круглые необходимо каждый раз набирать на кончик пальца или пипетки краску.


Учимся рисовать листья

УПРАЖНЕНИЕ 22. Характерные для петриковской росписи листья – многозубчатые, овально-цилиндрической формы. Начало листа рисуют на основе удлиненного мазка (центральную линию можно провести карандашом), затем подрисовывают зубчики, которые располагают под острым углом к середине первого мазка. Кончик каждого мазка является зубчиком листочка. Это упражнение выполняется кистью большего размера.


22.jpg

УПРАЖНЕНИЕ 23. Кленовые, виноградные и калиновые листья по своему построению наиболее сложные. Они складываются из трех одинаковых частей: центральной (верхушки) и двух боковых. Необходимо начинать рисовать с центральной части, т.е. со среднего зубца, длинный мазок которого дает основную линию наклона всего листа. С двух сторон делают два мазка, которые соединяются снизу. В таком же порядке делают боковые части листа. Готовое изображение можно оставить в одном цвете, либо нанести темной краской тоненькие штрихи (прожилки).


23.jpg

УПРЕЖНЕНИЕ 24. Еще один вариант многозубчатого листа – лист папоротника. На рисунке изображены три вида листа папоротника, которые схожи между собой, но в то же время разные. Каждый лист выполняется одним центральным мазком, затем пририсовывается другой – боковой и т.д.


24.jpg

УПРАЖНЕНИЕ 25. Разнообразная форма листьев получается с помощью разносторонне направленных мазков-капель. Листочки с зубчатым контуром создаются с помощью капель удлиненной формы, кончики которых формируют зубчатый контур листа. Два других – легкие, нежные, с волнистой линией контура, выполняются маленькими мазками-каплями, кончики которых тянутся от средней линии листа. В этом упражнении надо обратить внимание на четкость выполнения элементов, «зернышки» должны быть почти одной формы и размера.


25.jpg

Необходимые освещения можно делать палочкой, заостренной ручкой кисточки, спичкой с намотанной ваткой, промокая краску по мокрому изображению. Дополнительные вкрапления делают кончиком маленькой кисти светлой краской по темному фону или наоборот.


Учимся делать переходный мазок

В Петриковской росписи часто встречается эффект плавного перехода одного насыщенного цвета в более светлый или наоборот. Это достигается техникой переходного мазка. Цветы и листья получаются более пластичными и разнообразными. Для освоения приема переходного мазка выполним ряд упражнений.

УПРАЖНЕНИЕ 26. На кисть набирают краску темного цвета (например, коричневую), затем нужно подержать кисточку ручкой вниз 10-12 секунд, чтобы предоставить возможность краске стечь вниз (в основание волосков). Потом кончиком этой же кисти набирают краску светлого тона (ярко-желтую). Делают первый мазок: сначала тянут кончик, на желтом появляется темный оттенок, который в конце мазка набирает полную силу темной краски. Затем нажимают корпусом кисти и заканчивают удлиненный мазок. Снова повторяют весь процесс для нового мазка (рис. а). Повернув кисть на 120 градусов делаем второй мазок, также можно сделать и третий. После этого кисточку вымываем и все повторяем.Таким же способом рисуют другой листок, где каждый переходный мазок складывается из красной и желтой краски, а в растяжке при переходе получается оранжевый цвет (рис.б). Последний вариант – объединение желтой и зеленой краски (рис. в). Кроме вышеперечисленных цветовых сочетаний можно применять следующие пары цветов: оранжевый – темно-красный или краплак, голубой – темно-фиолетовый, розовый – черный или темно-коричневый, желтый – синий, желтый – черный и т. п.
26.jpg

УПРАЖНЕНИЕ 27. Цель этого упражнения овладеть техникой переходного мазка в рисовании цветка темперой, так как темпера четче подчеркивает растяжку цвета, и изображение становится рельефным. Берем два тона – нежный (составляем с помощью белил - например, розовый) и чистый красный и создаем цветы переходным мазком.


27.jpg
Основы композиции в петриковской росписи

После освоения и выполнения ряда упражнений, дальнейшее изучение росписи связано с выполнением некоторых композиций, в которых можно закрепить полученные знания. Перед тем, как мы начнем создавать собственные композиции, необходимо обратиться к работам известных мастеров петриковской росписи, попробовать сделать копии их работ. Такие упражнения помогут понять принципы заполнения росписью формы предмета, закономерности создания композиции, состоящей из разных элементов.

Композиция – это составление, соединение изображаемых элементов, в данном случае растительных, в определенном порядке, т. е. сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Простейшей орнаментальной композицией является линейная, которая строится на основе чередования равномерного, ритмичного повторения основного заданного элемента.
Осваиваем ленточный орнамент, «бегунок»

УПРАЖНЕНИЕ 28. В каждом из приведенных на рисунке вариантов линейного орнамента можно выделить мотив, который составляет основу этих рисунков: широкие многозубчатые и перистые листья, или листья с красными ягодами, или грозди ягод, или цветок. В то же время в этих так называемых «бегунках» (их также называют «дорожками» или фризами) ритм заложен и в повторении поворотов, и в их цветовом решении. Таким образом, «бегунок» - динамичный интересный орнамент, в котором отсутствует случайность и несовместимость. Очень важно учиться рисовать без предварительного рисунка, развивать глазомер и руку. В линейной композиции чередуются либо элементы одного размера, но разные по рисунку; либо элементы одного размера, но разные по цвету; возможно применение элементов разных по рисунку, цвету, размеру. Такие динамичные и интересные орнаментальные композиции обычно используют при выполнении декоративных панно, росписи предметов быта, объемных изделий, например круглых шкатулок.


dsc01346.jpg

Роспись «бегунка» начинают с последовательного выполнения основных элементов композиции, например, ажурного серого листа из маленьких каплеподобных мазков, располагая их на одинаковом расстоянии друг от друга, разворачивая каждый раз лист в противоположную сторону. После этого другой краской (голубой) дорисовывают середину листа, соединяя листья волнистой линией и дополняют композицию легкими свободными мазками – изогнутыми каплями. Аналогично выполняют и другие варианты «бегунков». Основой таких орнаментов является ритм. При выполнении этих упражнений необходимо помнить про совместимость составляющих элементов композиции.


Достигаем равновесия в ассиметричной композиции

УПРАЖНЕНИЕ 29. Типичным примером петриковской росписи является также ассиметричная уравновешенная композиция. В основе петриковской росписи лежат приемы свободного живописного рисования кистью. Сначала рисуют главные пятна, а уже потом выполняют весь рисунок в мелких деталях. Присматриваясь к форме поля, на котором надо нарисовать узор, определяют основные элементы композиции, например, наибольший цветок или гроздь ягод. На рисунке центральным основным элементом является большой синий цветок. Если провести вертикальную линию, то почти две трети этого изображения разместится справа от нее. Вместе с тем с помощью разных элементов, таких как оранжевый цветок, листья, изогнутые капли, композиция уравновешивается.


dsc01033.jpg

УПРАЖНЕНИЕ 30. На основе рисунка из упражнения 29 можно создать свои варианты, изменяя форму растительных элементов, варьируя их цветовое решение. Необходимо обратить внимание на размер составляющих частей всех частей композиции, их соотношения, а также уравновешенность цвета. Такую композицию можно использовать для росписи разделочной доски.


dsc01347.jpg
Построение орнаментальной композиции на основе геометрических форм

Рассмотрим примеры композиций, построенных на основе разнообразных геометрических форм (прямоугольник, овал, треугольник). Такой тип композиций можно применять для оформления книг, заставок в альбом, открыток, предметов быта.

УПРАЖНЕНИЕ 31. Данная орнаментальная композиция строится на основе квадрата и его диагоналей, которые являются осью симметрии. В центре, в месте пересечения диагоналей рисуют основное изображение – гвоздику, затем, подчеркивая диагональное построение, симметрично от цветка размещают листья и другие вспомогательные элементы: цветы, былинки и др. Два цветка, расположенных в противоположных углах симметрично от линии центрального изображения, уравновешивая композицию, подчеркивая ее законченность. Такой тип композиции можно использовать для оформления книг, альбомов, предметов интерьера.
dsc01034.jpg
Изображение декоративной композиции на плоскостях разного цвета

Традиционными цветами фона у петриковских мастеров являлись красный и зеленый цвета. Удачным, гармоничным объединением цветов достигается органическая взаимосвязь общего яркого колорита с цветистой основой. Это создает праздничное и радостное настроение рисунка. Вся растительная композиция должна вмещаться в какую-то геометрическую форму, кроме того она может располагаться по краю такой формы, оставляя середину рисунка свободной.

УПРАЖНЕНИЕ 32. Следующую композицию можно выполнить на цветном фоне. Традиционными цветами фона у петриковцев считались красный и зеленый. На рисунке цветы на зеленом фоне строят на основе центрального изображения. В данном случае это пышный цветок из трех «луковок». Внизу, как бы подчеркивая цветок, размещены два широких листа. Форма каждого листа подчеркивает положение основного элемента. Дальше постепенно добавлены другие детали – два листочка, бутоны. Каждый второстепенный элемент должен быть необходимым. Внимательно приглядевшись, можно увидеть, что вся растительная композиция вмещается в овал. Можно попробовать нарисовать варианты этой композиции, используя фон другого цвета.
dsc01032.jpg
Объединение деталей орнамента с помощью «питушинок»

УПРАЖНЕНИЕ 33. Чтобы композиция выглядела законченной, в петриковской росписи используют так называемое «питушиння», т.е. соединение, как отдельных мазков в цветах и листья, так и основных и дополнительных элементов между собой. Это могут быть тоненькие линии, соединенные в одной точке вдоль центральной линии в цветке, или разнообразные «травинки», «бутоны», маленькие ягодки, бутончики, колосочки и великое множество мелких деталей, которые размещаются внутри основных элементов или вдоль стебля в букетах. «Питушинки» являются дополнительным средством для обогащения рисунка и занимают важное место в петриковской росписи, так как являются завершающим элементом всего произведения, придают произведению легкость, живость, объемность.

Основными традиционными композиционными сюжетами петриковской росписи являются декоративные панно, напоминающие мануфактурные ковры девятнадцатого столетия; «вазон»; «букет»; отдельная «веточка»; «фриз». На шкатулках, досках, посуде рисунок опирается, как правило, на три больших цветка, расположенных в центре, вокруг которых размещаются более мелкие элементы орнамента.

В петриковской росписи можно встретить интересные работы, где линейный орнамент («бегунок»), строящийся на основе ритма обрамляет рисунок, построенный на основе уравновешенной асимметричной композиции или композиции с динамичной симметрией.


dsc01031.jpg

УПРАЖНЕНИЕ 34. Рисование птиц и животных средствами петриковской росписи.

Часто в петриковской росписи в цветочную композицию вплетают изображения как фантастических, так и совсем реальных птиц (петуха, кукушки). Иногда появляются изображения других животных. В композиции при этом всегда должна быть уравновешенность. Птиц размещают так, чтобы цветы вокруг них уравновешивали рисунок, но между ними должно оставаться свободное пространство, а над птицами цветы должны быть меньше и словно легче. Это придаст композиции динамичность и подвижность.

Подбор цветной гаммы в петриковской росписи имеет одно из ведущих значений. Цвета подбирают в теплой, холодной или смешанной гамме. Центр обязательно выделяют основным цветом, главные элементы делают больше, чем другие и более пышными. Чтобы подчеркнуть основу композиции, акценты можно выделить контрастным цветом. Так, например, в композиции холодного синего цвета. Акценты можно подчеркнуть красным и желтым цветом, и наоборот – в композиции теплой гаммы общую канву подчеркивают голубым и синим цветом.


dsc01022.jpgdsc01030.jpg

УПРАЖНЕНИЕ 35. Жанровые и пейзажные рисунки средствами петриковской росписи.

Жанровые картинки начали использовать в своих композициях ещё легендарная Татьяна Пата и прочие мастера петриковской росписи. Наиболее часто на них были изображены между цветами, будто в венчике, герои украинских песен. Знаменитый мастер Петриковки, Федор Саввич Панко, первый начал изображать пейзаж, выполненный в петриковской росписи. При этом техника выполнения и элементы (цветы, деревья, небо, земля) выполняются в чисто петриковской манере.

Одной из особенностей петриковской росписи является использование ее не только для рисования на бумаге, но и для обрамления бытовых вещей. Владея техникой петриковской росписи, можно разрисовать стены своей квартиры или дачи. Традиционную петриковскую роспись используют также для обрамления разных бытовых вещей из дерева. Для рисования по дереву используют те же краски, что и для работ на бумаге, кроме того, можно использовать масляные краски. Прежде, чем приступить к рисованию по дереву, поверхность изделия необходимо подготовить. Для этого сначала мелкозернистой наждачной бумагой зачищают древесину, потом проклеивают ее восьмипроцентным раствором пищевого желатина или клеем ПВА. После высыхания клея изделие расписывают. Когда краски высохнут (время высыхания зависит от избранных красок), работу можно покрыть лаком.


dsc01023.jpg
dsc02488.jpg
Технология подготовки и росписи деревянных изделий
с применением петриковской росписи

Растительный петриковский орнамент часто используют для украшения разных бытовых предметов из дерева. Это тарелки, миски, подносы, вазы, посуда для хранения сыпучих продуктов, хлебницы, разделочные доски, мебель, детали интерьера, шкатулки и др.

Перед началом росписи необходимо подготовить деревянную поверхность. Сначала шлифуем изделие наждачной бумагой №1, затем №0, Это делается для того чтобы выровнять все неровности на поверхности, по которой будет вестись роспись. Если в деревянной основе есть сколы и выбоины, их следует заделать шпатлевкой для дерева. Лучше всего применять водорастворимую, быстросохнущую шпатлевку НКШ, используемую в мебельной промышленности. Также можно использовать импортные шпатлевки, имитирующие по цвету различные породы деревьев.

После того, как шпатлевка высохнет, заготовку вновь шлифуют мелкой «шкуркой».

Если заготовка была качественной, и нет необходимости заделывать сколы шпатлевкой, можно сразу приступить к грунтовке изделия.

В качестве грунтовки можно использовать: восьмипроцентный раствор пищевого желатина; десятипроцентный раствор столярного клея; яичный белок; картофельный крахмал; жидко-разведенный клей ПВА.

Если под роспись используется основа из прессованных опилок или на деревянной поверхности необходим цветной фон, то грунтовку можно производить водоэмульсионной краской. Для фона водоэмульсионку можно подкрасить гуашью.

Загрунтованную и хорошо просушенную поверхность необходимо отшлифовать наждачной бумагой №0.

Для росписи деревянных изделий чаще всего используют гуашевые (с добавлением желтка или клея ПВА), темперные или масляные краски.

Выполняя роспись гуашевыми красками, необходимо учитывать, что после высыхания они становятся белесыми. Каждому слою краски необходимо давать хорошо просохнуть, прежде чем наносить следующий слой. Для того, чтобы при росписи гуашевыми красками последующие слои после высыхания не «поднимали» предыдущие, рекомендуется добавлять в краску небольшое количество клея ПВА или яичного желтка с уксусом.

После росписи хорошо просушенное изделие покрывают нитролаком, а затем масляным лаком или любым лаком, предназначенным для покрытия дерева, паркета, яхт. Нитролаки лучше всего наносить краскораспылителем или плоской кистью. Масляный лак ПФ-283 и другие марки масляного лака наносят кистью, тампонами, краскораспылителем. Деревянные яйца лакируются путем окунания их в лак. Затем их подвешивают для просушки, периодически снимая стекающие капли.

Все лаки наносятся в два–три слоя с полной просушкой между слоями. В этом случае образуется качественная пленка, которая защищает роспись от физических и химических повреждений.


Литература

  1. Л.П.Тура, Л.Е.Жоголь, Н.М.Исупова и др. «Прикрась свiй дiм» (на украинском языке); Киев, «Техника», 1990.

  2. В.Я.Белиг, С.Я.Гребешок и др. «Народные мастера Приднепровья»; Днепропетровск, «Проминь», 1978.

  3. Н.А.Грухенькая, «Петриковские росписи»; Киев, «Мистецтво», 1976.

  4. Современное украинское народное искусство. Альбом. (Составитель Н.И.Велигоцкая; Киев, «Мистецтво», 1976).

  5. Украинские сувениры. Альбом. (В/К «Новоэкспорт», СССР, Москва, «Внешторгиздат»).

  6. М.С.Соколова, «Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов», 2002, «ВЛАДОС».

  7. В.А.Ружицкий, А.О.Малинина «Основы петриковской росписи», Харьков, «Скорпион», 2003.

  8. В.Мельник, «Украинская декоративная роспись на уроках изобразительного искусства», Тернополь, «Пiдручники и Посiбники», 2003.

  9. «Петриковская роспись» (Из фондов Днепропетровского художественного и исторического музеев), фотогр. С.Просяк, В.Цукерман (комплект открыток).

  10. Е.Шесталова, «Украинская декоративная роспись»; Киев, «Рэклама», 1989.

Приложение
Работы Мироновой М.В.
Работы учеников студии декоративно-прикладного искусства

Закрыть ... [X]

Петриковская роспись - визитная карточка Украины Село Петриковка Косметичка из ткани своими руками мастер класс

Петриковская роспись цветки Петриковская роспись - Красивые цветы! - Руками созданное чудо
Петриковская роспись цветки Секреты росписи. Часть 4. Петриковские цветы. Страна Мастеров
Петриковская роспись цветки Петриковская роспись цветов Форум
Петриковская роспись цветки Волшебная петриковская роспись
Петриковская роспись цветки Бесплатные мастер-классы по рукоделию, бесплатные
Петриковская роспись цветки Более 25 лучших идей на тему «Вязаные детские свитера» на
Петриковская роспись цветки Видео мастер-классы от Тётушки: Тетушка. Ру - интернет-магазин
Петриковская роспись цветки Декупаж для начинающих - банка для кофе