Поэтапная профилактика

Методы и формы работы офицеров по предупреждению и профилактике неуставных взаимоотношений в подразделении, воинской части

Вопросы:
1. Социально-психологическая сущность нарушений уставных правил взаимоотношений.
2. Основные направления работы по профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений.

Еще несколько десятилетий назад, имея мощную базу и хорошо организованные структуры политического и общественного воздействия, командование воинских частей стремилось перевоспитать, привести военнослужащего к идеальной схеме в службе, поведении и быту. И проводилась эта работа далеко не безуспешно. Обстановка в воинских коллективах в подавляющем большинстве была нравственно зрелой, здоровой. Теперь многое изменилось. Резко сузилась сфера общественного воздействия, меняется морально-психологический климат в подразделениях, нет общей воспитательной идеи, во имя которой можно сплачивать воинские коллективы. В этих условиях некоторые офицеры подразделений потеряли уверенность в возможности решения проблемы неуставных отношений. Организации эффективной работы в этом направлении в значительной мере мешает низкий уровень психолого-педагогической подготовленности должностных лиц. Далеко не все руководители умеют эффективно воздействовать на межличностные отношения военнослужащих, управлять динамикой внутриколлективных процессов, а главное - не владеют методикой профилактики неуставных отношений.

1

Неуставные отношения и преступления, совершаемые на их почве, наносят удар по морально-психологическому состоянию личного состава, нравственной обстановке в воинских коллективах (руководителю занятий целесообразно привести статистику, а также наиболее характерные примеры неуставных отношений в части. - Прим. авт.).
В чем же состоит социально-психологическая сущность нарушений уставных правил взаимоотношений? В литературе можно встретить различные термины, синонимичные понятию неуставных отношений: бесчинства, глумления и издевательства, казарменное хулиганство и др. В психологии негативные взаимоотношения военнослужащих в коллективе получили наименование «неуставные взаимоотношения».
На протяжении десятилетий военнослужащие, проходящие службу по призыву, в глазах сослуживцев подвергались неофициальному ранжированию в зависимости от срока службы. Место военнослужащих в неформальной казарменной иерархии указывали и соответствующие клички. Ключевыми из них можно считать слова «дед» и «годок», что послужило основной причиной выделения понятий «дедовщина» и «годковщина». В настоящее время в связи с сокращением срока военной службы по призыву перечисленная терминология претерпевает изменения. Однако механизм функционирования неуставных отношений принципиальных изменений не претерпел.
В литературе встречаются также различные определения понятия «нарушения уставных правил взаимоотношений». Вот некоторые из них:
- неуставные взаимоотношения между военнослужащими - это моральное и физическое воздействие отдельных военнослужащих, групп (на земляческой, национальной или иной основе) в целях достижения определенных привилегий, «казарменного комфорта» за счет военнослужащих младшего периода службы;
-неуставные взаимоотношения - это совокупность связей между военнослужащими подразделения, которые характеризуются негативной нравственно-психологической зависимостью между воинами разных призывов.
Уголовный кодекс Российской Федерации разносит по различным статьям такие виды преступлений, как «насильственные действия в отношении начальника» и «нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности», в том числе «связанные с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим либо сопряженное с риском для жизни».
Каковы же причины неуставных взаимоотношений и социально-психологический механизм их функционирования?
Неуставные отношения следует понимать как полидетерминированное (системное) явление, при возникновении которого взаимодействуют социально-исторические, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы.
Социально-исторические факторы негативных отношений могут быть представлены следующим образом: последствиями культа личности и застоя; сложной социально-экономической обстановкой в обществе, обусловленной процессами 1990-х годов; нравственно неблагополучной атмосферой в семьях; недостатками и ошибками в учебно-воспитательной деятельности институтов социализации; разрывом между уровнем образования и уровнем воспитания, эрозией нравов, алкоголизмом и наркоманией среди отдельной части молодежи; несовершенством системы обеспечения социальной справедливости и как следствие напряженностью во взаимоотношениях различных категорий военнослужащих.
Перечисленные социальные факторы в сочетании с противоречиями в сфере управления воинскими подразделениями вносят элементы деформации во взаимоотношения военнослужащих, проходящих службу по призыву. Поэтому появление неуставных отношений можно рассматривать как побочный продукт обострения социальных противоречий в обществе и негативных факторов жизнедеятельности воинских коллективов.
Важно также понимать, что социальные, политические, экономические факторы и противоречия сами по себе не могут вызвать ту или иную форму поведения и отношений личности. Эти противоречия проявляются, только преломляясь через индивидуально-личностную сферу поведения. Индивидуально- личностная сфера поведения и взаимодействия воина предполагает выделение по крайней мере четырех основных элементов: познавательного (знание нравственно-правовых принципов, норм и правил поведения и совместного общежития); эмоционально-оценочного (эмоциональная удовлетворенность характером межличностных отношений в группе); мотивационного (потребности, стремления, идеалы дисциплинированного поведения); исполнительного (навыки, умения и опыт совместной деятельности и общения и другие).
Данные индивидуально-личностные компоненты в сочетании с характерологическими и темпераментными особенностями воина образуют каркас позиции военнослужащего по отношению к сослуживцам или группе воинов. Позиция воина представляет собой комплекс чувств, оценок и суждений, обусловленных поступками и качествами товарищей по совместной деятельности. В ситуации неуставных отношений позиция воина реализуется в психологической готовности военнослужащего строить свои взаимоотношения и поведение с другими определенным образом. Типология такой готовности обычно следующая:
- так называемые активные приспособленцы, т.е. настроенные на приспособление к диктату старших военнослужащих;
- относящиеся к пассивным приспособленцам, т.е. эгоистически ориентированные военнослужащие, которые избегают конфликтов, молчаливо сносят оскорбления в свой адрес;
- военнослужащие конфликтного типа, у которых складываются неблагоприятные отношения с сослуживцами более раннего призыва. Среди них могут быть военнослужащие положительной направленности - позиция отличается активностью в противодействии неуставным отношениям; отрицательной направленности - поведение характеризуется стремлением решить все проблемы самостоятельно; военнослужащие, на поведение которых оказывает влияние болезненная, навязчивая тоска по дому. Это, как правило, ранимые, неуравновешенные натуры, часто замыкающиеся в себе и крайне эмоциональные.
Вследствие фиксации той или иной типологии поведения возможно сознательное неформальное разделение старослужащими молодого пополнения на «приближенных» и «отверженных», а во взаимоотношениях насаждение идеология «неуставщины». Воины, заканчивающие службу, выполняют при этом, как правило, «контрольные функции» в поддержании негативных традиций, а ранее подвергавшиеся неуставным отношениям выступают в роли носителей стереотипов поведения.
Перечисленные факторы также взаимосвязаны с социально-психологическими феноменами функционирования воинских коллективов. К таким феноменам следует отнести:
- устойчивую внутригрупповую дифференциацию ролей и позиций в сочетании с негативным лидерством, жесткой иерархизацией микросоциальных объединений, их прав и обязанностей;
- наличие гибких форм принуждения и санкций к тем военнослужащим, которые уклоняются от выполнения предписаний «неуставщины»; существование неофициального контроля и мер влияния на поведение и действия молодых воинов;
- передачу искаженных привычек, традиций, ритуалов от одного призыва к другому, от старшего к младшему, сопровождающуюся сокрытием и маскировкой неуставных отношений в условиях круговой поруки.
Формально неуставные отношения можно разделить следующим образом. По характеру проявления: начальные, фиксированные и устойчивые.
Начальные неуставные отношения представляют собой моральное, психологическое и профессиональное превосходство одних военнослужащих над другими, как правило, более позднего периода призыва. Они осуществляются без применения физической силы и проявляются в сфере боевой подготовки и служебной деятельности. Начальные неуставные отношения следует принимать как естественную сферу самоутверждения. Этот тип взаимоотношений носит скрытый, замаскированный характер и зачастую проявляется через добровольные уступки отдельных военнослужащих.
Когда действия военнослужащего более раннего призыва перерастают в издевательство и вызывают у младшего открытый протест, старший может пойти на физическое оскорбление. Если же он слабее физически, происходит уже групповая «разборка» с привлечением других старослужащих. Это уже фиксированные неуставные отношения, которые представляют собой произвольные регламентирующие требования к действиям и поведению сослуживцев. Их особенностью является наличие ситуации угрозы насилия или оскорбления в случае невыполнения предъявляемых требований, функционирования в коллективе льгот и привилегий старших по призыву.
Устойчивые неуставные отношения характеризуются доминированием в некоторых группах военнослужащих антисоциальных потребностей и наличием фактов насилия и физического оскорбления сослуживцев.
В зависимости от степени охвата неуставными отношениями внутри- коллективной жизни подразделения она может быть эпизодической, повторяющейся и регулярной.

2

Несмотря на то что неуставные взаимоотношения имеют глубокие социально-психологические корни, все же специфическая организация военной службы дает возможность создать в подразделениях условия для здорового воспитания членов коллектива.
Базовые положения эффективной модели руководства воинскими коллективами в целях предотвращения неуставных взаимоотношений состоят в следующем.
Во-первых, работа с людьми должна строиться с учетом реального качества личного состава, его адаптационных возможностей к условиям службы, неспособности самостоятельно противостоять криминогенным факторам. Формула этой модели руководства такова: «учет динамики реальной обстановки в коллективах - своевременное обнаружение признаков негативной ситуации - прицельное упреждающее управленческое воздействие». Замысел заключается в переходе от действий преимущественно по свершившимся негативным фактам к управлению процессами сплочения воинских коллективов.
Во-вторых, относиться к подчиненному не просто как к представителю некой типологической группы, а как к активной личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию. Опираться на положительные качества и строить отношения сотрудничества, а не противоборства.
В-третьих, принятие любого управленческого решения осуществляется только с учетом уровня развития воинского коллектива, конкретной обстановки в нем. В зависимости от этого определять цель и способ воздействия, рассчитывать время, необходимое для получения желаемого результата.
В-четвертых, принятие управленческих решений по руководству воинскими коллективами не разовое мероприятие, а гибкая система своевременно принимаемых мер, постоянного отслеживания результатов воздействия, их коррекции.
Суть одного из подходов к решению задач профилактики неуставных отношений заключается в идее создания в воинском коллективе такой социально-психологической обстановки, при которой военнослужащие будут оптимально выполнять свои функциональные обязанности. Ключевые положения этого подхода следующие.
а) Формировать единодушие во взглядах.
Добиваясь единодушия во взглядах военнослужащих по основным вопросам жизнедеятельности подразделения, командир ставит перед собой следующие задачи:
- соединение индивидуальных взглядов (мнений) позитивной направленности в интересах наилучшего решения задач коллектива;
- защита коллектива от разрушающих его единство идей, взглядов, мнений (разоблачение негативной их сути);
- преодоление самоизоляции отдельных мнений от преобладающего положительного коллективного мнения по ключевым проблемам служебно-боевой деятельности.
При формировании коллективного мнения офицеру необходимо учитывать особенности трех этапов этого процесса:
- на первом происходит неофициальное, первичное обсуждение новой информации в микрогруппах военнослужащих. Формируется морально-психологическая установка на ожидание «чего-то нового»;
- на втором происходит более широкое, но такое же неофициальное обсуждение новых сведений, подтверждающих или исключающих достоверность первичной информации;
- третий этап характеризуется выработкой официального и неофициального коллективного мнения. Командир должен знать всю палитру имеющихся суждений и оценочных позиций, на основе чего он готовит почву для своего выступления на собрании военнослужащих (на совещании младших командиров) либо ориентируется на какой-то другой способ выражения своей позиции.
Процесс согласования действий воинов по достижению коллективных целей также нуждается в защите коллектива от разрушающих его единства идей, взглядов, мнений. Наибольшие трудности вызывает работа офицера с негативным лидером. Она должна начинаться с определения мотивов его поведения как лидера. Как правило, лидер обладает какими-то более ярко выраженными личными качествами, такими как эрудиция, физическая сила, смелость и т.д. Возникает естественное его стремление реализовать это превосходство. Самоутверждение может протекать в таких формах, как борьба за справедливость, отстаивание независимости своего мнения, утверждение физического и интеллектуального превосходства над сослуживцами. Причиной же негативного лидерства могут быть ярко выраженные отрицательные качества личности воина, неправильное представление о товариществе и независимости.
В работе с негативным лидерством принято выделять стратегическую линию, направленную на переориентацию негативного лидера, ликвидацию среды, благоприятной для его выдвижения и функционирования, а также меры экстренного характера (удаление негативного лидера из воинского коллектива или его изоляция).
б) Преодолевать самоизоляцию.
Наиболее трудная категория военнослужащих - люди, дистанцирующиеся от коллектива. Провоцируют такого рода установку многочисленные факторы: завышаемые командирами требования к подчиненным без обеспечения их необходимыми средствами и временем; грубость, бездушие; культ силовых (жестких, «мужских») отношений, когда на первый план выступает суррогат «мужества» в форме физических демонстраций «суперменства», морального нигилизма, изощренных подтруниваний, бьющих по самолюбию, оскорбительных кличках и т.д. В этих условиях воину трудно сохранить психологический комфорт, что приводит к «замыканию себя на замок». Корыстная мотивация в службе у такого человека приобретает особую значимость как средство, обеспечивающее достижение своих целей. Это «человек с двойным дном», но внешне выглядит вполне благопристойно. Именно эти люди, по образному выражению педагога А.С. Макаренко, составляют «болото» коллектива. С их равнодушного позволения происходят нарушения дисциплины. Более того, «изолянты могут инициировать и провоцировать противоправные акты. При этом действия свои они обставляют таким образом, чтобы не «засветиться». В этой ситуации командиру важно: наблюдая, получая информацию о том или ином поступке, выслушивая сказанное, проявлять осмотрительность, терпение и спокойствие. Для организации единодушного взаимодействия с дистанцирующимися военнослужащими командиру важно избавиться от двух мифов: «Я как начальник всегда прав», «Подчиненные не должны рассуждать». И при этом целесообразно опираться на следующую модель: «Командир сообщает (выдает) информацию дозировано (а не всю, которой располагает); у подчиненного же всегда должно быть убеждение, что начальнику доподлинно все известно».
в) Объединять организацией дела.
Объединение усилий военнослужащих на достижение целей коллектива включает в себя следующие направления: поддержание уставного порядка службы; баланс требовательности и уважения к военнослужащим; оптимальное распределение нагрузки между членами коллектива; развитие доброжелательных взаимоотношений, товарищества и дружбы; преодоление психологических барьеров, профилактика межличностных противоречий и благожелательное разрешение конфликтов. Выделяются следующие методические приемы по внедрению уставного порядка в жизнь:
- личная примерность офицеров, прапорщиков, сержантов;
- высокая требовательность к соблюдению правил воинской вежливости со стороны всех категорий военнослужащих;
- строгая персональная ответственность каждого воина за порученный участок службы;
- сочетание широкой разъяснительной работы с высокой требовательностью к выполнению своих уставных обязанностей;
- сочетание высокой требовательности с постоянной заботой об удовлетворении нужд и запросов подчиненных;
- согласованность усилий офицеров, прапорщиков, сержантов, общественных организаций по содержанию, времени, способам и методам работы в наведении уставного порядка и др.
г) Оптимальное распределение нагрузки.
При постановке задач составу нарядов, рабочих команд или отдельному военнослужащему важно исходить из имеющихся различий в уровне подготовленности-, в физических данных, опыте службы. Важно так организовать взаимодействие в коллективе, чтобы происходило взаимодополнение индивидуальных вкладов и обеспечивалась большая результативность в работе. Следует формировать у воинов правильные представления о том, что большую тяжесть должны инициативно принимать на себя те воины, у которых больше сил, знаний, опыта, способностей. Такое понимание соратнчества автоматически не приходит, и командиру нельзя обойтись без постоянного напоминания об этом, организации оптимального распределения задач между воинами и без соответствующего контроля.
Формированию и поддержанию уставных отношений способствует активное воспитание воинов в духе дружбы и войскового товарищества, в духе коллективизма. Цель: формирование личности такого воина, которому были бы небезразличны не только собственные достижения и авторитет, но и дела товарищей по службе, своего коллектива. С этой целью командир определяет исходный уровень развития коллективистских качеств у отдельных военнослужащих; определяет пути совершенствования этих качеств; намечает мероприятия в целях развития дружбы и войскового товарищества; с кем и когда проводить эту работу.
Определяя формы и методы воспитания, следует учитывать, что коллективистские качества наиболее эффективно формируются в процессе деятельности военнослужащих: а) требующей активных совместных усилий; б) в ситуациях, предполагающих взаимопомощь и взаимовыручку; в) в условиях мобилизации всех физических и нравственных сил воинов.
д) Разрешение конфликтных ситуаций.
Для предупреждения конфликтов:
- во-первых, нужна целенаправленная и систематическая работа по формированию в коллективе положительного настроя;
- во-вторых, нужно создать условия для удовлетворения одной из неотъемлемых человеческих потребностей - потребности в дружественной среде, в доброжелательном окружении.
Для создания и поддержания положительного настроя в подразделении выделяются три основных участка приложения усилий: поддержание у подчиненных бодрого состояния; акцентуация внимание на положительной стороне любого дела; сдерживание, торможение и подавление отрицательных эмоций.
е) Поддержание бодрого состояния.
Поддержание бодрого настроя в подразделении требует также создания условий для своевременного как можно более полного снятия их последствий, т.е. усталости. Важнейшее значение имеет организация отдыха, под которым следует понимать не только разумное чередование режима сна и бодрствования. Особое значение имеет психологическое переключение, т.е. перевод военнослужащего из состояния напряженности, связанного с тяготами и лишениями воинской службы, в состояние психологического расслабления, погружения в атмосферу приятных ощущений.
В интересах поддержания среди подчиненных бодрого состояния широко и успешно используются плановые занятия физической подготовкой и мероприятия спортивно-массовой работы. Но спортивные мероприятия не должны проходить в обстановке заорганизованности, излишне жесткой регламентации. Выбирая форму их проведения, командиру целесообразно в полной мере учитывать желание подчиненных, поддерживать их инициативу и родившиеся в солдатской среде почины. Спортивные мероприятия в форме состязаний пользуются неизменным успехом. Они чрезвычайно эффективное средство для формирования и укрепления воинского коллектива, т.к. зародившаяся в спортивном состязании групповая спайка может стать фундаментом для дальнейшего сплочения подразделения.
Помочь воину на время переключиться и тем самым как бы покинуть стрессогенную ситуацию можно и с помощью различного рода культурно-массовых мероприятий.
Важна также и личная примерность командира (начальника) в поддержании положительного настроя. Бодрый дух и оптимистический настрой должны не просто присутствовать у командира, они должны быть и во внешнем виде, и подчеркнуты в поведении, в его взгляде, мимике, жестах, звучать в интонациях голоса, в жизнеутверждающем характере его обращений к подчиненным.
Акцентуация внимания на положительной стороне любого дела, в любой ситуации. В интересах поддержания бодрого духа в подразделении командир должен непременно опираться в своей работе на положительное в людях, смещать акцент на позитивное в любом деле. Данный метод включает в себя следующие моменты.
Во-первых. Следует помнить, что нет окончательно испорченных людей, однозначно негативных коллективов.
Во-вторых. Заметив положительное, найдите способ поддержать его, дайте возможность ему развиться. Поощряйте стремление подчиненных к самосовершенствованию. Самый минимальный сдвиг в лучшую сторону не оставляйте без внимания, закрепите его своим одобрением.
В-третьих. Офицер является руководителем коллектива, и, развивая положительное в каждом конкретном человеке, он не должен забывать о коллективе в целом. Это не только цель его работы по сплочению, но и объект, и средство его педагогического воздействия.
В-четвертых. Развивая положительные черты в личности воина или коллектива, следует помнить, что необходимо добиваться того, чтобы положительное в человеке вытеснило то негативное, которое в нем накопилось.
В-пятых. Офицер должен начать с себя, то есть развивать положительные черты в своем характере, поведении и изживать отрицательное.
ж) Сдерживать, тормозить и подавлять отрицательные эмоции.
Командир в работе по поддержанию позитивного настроя в подразделении постоянно должен добиваться преобладания у воинов положительных эмоций самого различного характера. В выполнении этой задачи важны два аспекта: с одной стороны, это формирование положительных эмоций, а с другой стороны, это сдерживание, торможение и в конечном итоге подавление эмоций отрицательного характера. Каждому офицеру также нужно научиться контролировать свои эмоции в любых условиях.

Методические рекомендации.
Занятие со слушателями целесообразно провести, используя один из наиболее активных и приемлемых в данном случае видов: лекции- беседы или лекции-дискуссии.
Руководителю занятий целесообразно использовать таблицы, фото- и видеоматериалы, раскрывающие содержание основных положений темы; 1-2 видеоролика (5-7 мин.) из популярных художественных кинофильмов, показывающих роль дружбы, войскового товарищества в решении служебно-боевых задач («9-я рота», «Тихая застава» и т.д.).
При чтении лекции следует обращаться к слушателям с постановочными и проблемными вопросами. После краткого и оперативного обмена мнениями по полученным ответам излагать положения лекции.
Активную форму занятия по изучаемой теме целесообразно провести в форме круглого стола, диспута, ролевой игры, деловой игры. На занятие также полезно пригласить командира корабля, подразделения, в котором на протяжении длительного времени не допускается нарушений уставных правил взаимоотношений.

Рекомендуемая литература:
1. Баклановский С. Конфликты в воинских коллективах и управление ими в целях профилактики неуставных взаимоотношений в подразделении (части) // Ориентир. - 2008. - № 1.
2. Буранов С. Психологические аспекты межличностных конфликтов в воинских коллективах // Ориентир. - 2003. - № 7.
3. Зуев Ю. Уставные взаимоотношения: как они формируются. - М., 2008.
4. Колосов А. Взаимоотношения в воинском коллективе как фактор успешности выполнения служебных задач // Ориентир. 2011. - № 3.
5. Профилактика неуставных отношений в подразделении. - М.: Граница, 2003.
6. Методика поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений в подразделении. - М.: Главное управление воспитательной работы ВС РФ, 2008.
7. Методика поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений. - М.: ГУВР ВС РФ. 2009.

Полковник запаса Анатолий КУЛЕБА, старший преподаватель Московского пограничного института ФСБ России.

Ориентир 05 2015

 

Закрыть ... [X]

Профилактика неуставных взаимоотношений как основной метод их Когти на палец оригами

Поэтапная профилактика Профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений между
Поэтапная профилактика Поэтапная профилактика и восстановление Романтика 304 Форум
Поэтапная профилактика В.Б. Прылипко. Поэтапная профилактика незаконного оборота
Поэтапная профилактика Этапность профилактики
Поэтапная профилактика 1000 мелочей для скрапбукинга, вышивки, пэчворка
Поэтапная профилактика ArtOfWar. Бронников Андрей Эдуардович. Разведчики
Поэтапная профилактика Блюда с голенью индейки: 15 рецептов что приготовить с
Поэтапная профилактика Вышивка «Йоркширский терьер»
Поэтапная профилактика Вязаная мода 2016/2017: тренды и новинки (89 фото)